↑ Вернуться > Лаборатории

Распечатать Страница

Лаборатория психолого-педагогического сопровождения семьи и детства

iH6vF9GmzUQ (2)Руководитель – доктор психол. н. Арпентьева  Мариям Равильевна, тел.: 8 953313 4816 e-mail: [email protected]

Лаборатория психолого-педагогического сопровождения семьи и детства реализует научно-исследовательский проект, связанный с разработкой модели социально-психологической помощи и поддержки семьи и детства. Важность данного проекта связана с необходимостью укрепления института семьи в регионе, повышения психологической культуры населения и, в частности, культуры родительства и детства, поиском новых методических решений инициации процессов, создающих основу развития семьи как основного источника качества человеческого капитала. Задачи работы по проекту включают а) содействие развитию семьи и конструктивных представлений о ней и ее развитии у граждан региона, консультативная помощь семье в решении проблем подготовки детей с отклонениями в развитии и без них к интеграции в сообщество; б) методическую поддержку функционирования и развития учреждений и служб помощи семье и детям, повышение психологической и профессиональной компетентности сотрудников учреждений помощи семьи и детям; в) разработку методов решения проблем безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь приемным и опекунским семьям, создание и поддержка развития клубов одиноких женщин и мужчин, в) создание и поддержку специализированных школ и клубов для семей (родителей) и для детей, с целью повышения качества семейных взаимоотношений и семейного функционирования, консультативно-методическая помощь семьям и детям в организации самопомощи и саморазвития.
Научно-методические результаты осуществления проекта включают а) разработку и внедрение в регионе современной интегративной модели психолого-педагогического сопровождения специалистов служб семьи и детства; б) методические рекомендации и консультирование специалистов по проблемам семейного устройства и воспитания детей; в) разработку и внедрение программ сопровождения деятельности специалистов и разных групп клиентов («Методы решения проблем семьи», «Супервизорская помощь и самопомощь специалистов ЦСПСиД», «Психологическая поддержка профессионального родительства», «Клубная работа как основа методов работы с одинокими людьми» и «Социально-психологическое сопровождение приемных семей», «Методы организации самопомощи клиентов ЦСПСиД» и др. )
Социально-экономические результаты проекта связаны с оптимизацией условий семейного взаимодействия, развитие института семьи в регионе и повышением качества социально-психологической и социально-педагогической помощи семья и детям, развитию служб помощи и повышению квалификации специалистов этих служб
deti498
Второе направление работы лаборатории связано с образовательными технологиями в развитии социально-психологической помощи и поддержки семьи и детства в регионе.
Проект направлен на повышение психологической культуры населения и в частности, сотрудников образовательных и социальных организаций, специалистов службы семьи и детства, а также на совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов системы социальной поддержки населения, психологов и педагогов, работающих с семьей и детьми в регионе, организацию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для учреждений социальной защиты в регионе. В задачи проекта входит разработка и внедрение тематических образовательных программ и курсов для специалистов, проходящих подготовку или переподготовку по специальности «социальный работник», «социальные педагог», «практический психолог» и т.д. («Методика социально-психологической помощи семье и детям», «Самопомощь и супервизорская поддержка специалистов центров помощи семье и детям», «Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей», «Психолого-педагогическое сопровождение семей инвалидов», «Психологическое консультирование в ЦСПСиД» , «Профессиональные компетенции и профессионализм специалиста ЦСПСиД» и т.д.); создание и поддержка развития специализированных школ для семей (родителей), в задачи которых входит повышение качества семейных взаимоотношений и семейного функционирования.
Образовательные и научные результаты осуществления проекта связаны с апробацией и внедрением в образовательный процесс модели психолого-педагогического сопровождения специалистов служб семьи и детства, разработкой методических рекомендаций и обучением специалистов по проблемам семейного устройства и воспитания детей, организацией курсов взаимного обучения специалистов, разработкой программ профессиональной переподготовки кадров для центров защиты семьи и детства («Методы решения проблем семьи», «Семейное консультирование», «Психологическая поддержка профессионального родительства», «Детское консультирование» и другие рассмотренные выше.
Социально-экономические результаты связаны с подготовкой специалистов к квалифицированной работе с разными группами клиентов и актуальных для региона проблем: воспитания детей, гармонизации семейных отношений, с отклонениями в развитии и без отклонений в развитии, детьми-сиротами и одинокими взрослыми, обучением клиентов центров навыкам самопомощи и саморазвития.
qAsaU0yCItE

Лабораторией разработан проект Семейной академии, проходящий апробацию в работе психологических и социальных центров Калужской области.

Цель программы Семейная академия:
– способствовать гармонизации детско-родительских отношений в приемных (замещающих) семьях , включая профилактику и помощь в период кризисов, профилактику и преодоление проблем в развитии ребенка профилактику вторичного сиротства и разрушения семей, развитию служб сопровождения приемных семей и их взаимодействия с замещающими семьями.

Задачи программы Семейная академия:
— повышение родительской и супружеской компетентности, психологических ресурсов (психологического потенциала) родителей и супругов,
— налаживание детско-родительских отношений и развитие навыков преодоления и профилактики кризисных ситуаций в семьях,
— организация помощи в профилактике и преодолении проблем в развитии приемных детей, — укрепление психологического потенциала детей, развитие представлений детей о их месте в семье.
WV5z3Eqrg-0ло
Данные цель и задачи планируется осуществить в рамках системы образовательных и консультативно-психологических услуг через систему четырех школ:
1) Школы для родителей, основной целью которой является помощь родительской подсистеме, «воспитание родителей»;
2) Школы для супругов, основной целью которой является помощь супружеской подсистеме, гармонизации взаимоотношений в супружеской паре как основного источника благополучия приемных и кровных детей;
3) Школа для детей, основной целью которой является помощь детям в осмыслении и освоении ими своих места и ролей в семье, осмыслении их функций в гармоничных семейных отношениях;
4) Школа психосоциальных работников (специалистов сопровождения замещающей семьи), целью которой является организация методической и супервизорской помощи специалистам центров социального обслуживания семей и детей, центров содействия семейному устройству детей-сирот и т.п.
Школа специалистов сопровождения выполняет функции супервизорско-методической и психолого-психологической помощи специалистам, работающим с замещающими семьями
а) в режиме активного сопровождения и
б) в режиме организации групп и форм самопомощи членов замещающих семей.
В качестве дополнительного аспекта — организация курсов повышения квалификации специалистов, работающих в службах по сопровождению замещающих семей, а также осуществление «второго уровня» подготовки слушателей семейной академии – «Школы замещающей семьи», развивающая позицию, знания и навыки, необходимые для профессионального родительства.

PIc0eIp463s
Численность и отбор клиентов в обучающие группы связаны:
1) с общей численностью приемных семей в регионе (указанная численность привлекаемых клиентов позволит охватить основную выборку членов замещающих семей региона);
2) с рекомендуемой численностью учебных групп, оптимальной для проведения различных видов занятий: лекционно-практических, консультационно-тренинговых, диагностических и аутодиагностических:
а) учебно-тренировочная группа размером более 20 человек малоэффективна, поскольку требования индивидуализации, актуальные для преобразующего жизнедеятельность семьи обучения, могут быть нарушены,
б) размером менее 15 человек не позволит охватить основную часть замещающих семей региона ).
3) необходима работа со всеми участниками процесса сопровождения, в том числе, с точки зрения налаживания навыков самоподдержки и саморегуляции каждой из подсистем: родительской, супружеской, детской, профессиональной.
Привлечение приемных (замещающих) семей для участия в проекте будет осуществляться двояким образом:
1) информирование и привлечение участников групп на основе имеющихся у них интересов по разрешению проблем и улучшению психологического климата семьи;
2) привлечение участников групп на основе рекомендаций специалистов органов опеки и иных участников процессов жизнеустройства детей-сирот (как часть процесса сопровождения замещающих семей на разных этапах их жизнедеятельности, связанных с адаптацией и развитием ребенка в замещающей семье).

Семейная академия является логическим продолжением введенной в работу центра школы для замещающих родителей, однако, обладает рядом особенностей:
1) фокусами работы Семейной академии являются психологические ресурсы и проблемы замещающих семей;
2) программа Семейной академии сочетает работу с отдельными подструктурами семей, включая супружескую, родительскую, детскую, со специалистами сопровождения и всей системой в целом;
3) тематическая насыщенность программ выводит их на уровень программ повышения квалификации и в будущем планируется выдавать сертификаты обучения в Семейной академии по тем или иным курсам, а также организацию факультета повышения квалификации для психосоциальных работников, оказывающих услуги сопровождения замещающим семьям, а также желающих продолжить обучения на уровне профессионального родительства и профессиональной психосоциальной деятельности, в том числе на базе факультета переподготовки Калужского государственного университета (программа «Психосоциальная работа с замещающими семьями»;
4) доступность и адресная ориентированность программ Семейной академии предполагает
а) возможность адаптации содержания курсов под запросы конкретной аудитории;
б) разработку программ Школ для семей с детьми с особыми нуждами, Школ детей-мигрантов, Школ неполных семей, Школы супервизии и самопомощи и т.д.
5) Смысловые фокусы программ школ напрямую отражены в их содержании и отражают внутреннюю цель программ: обучение членов семьи навыкам самопомощи и самообучения – как внутри, так и вне семьи.
skazochnyie-kotyi_Maskaev_Ta_esche_azbuka

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.gumanitarium.ru/laboratories/laboratoriya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-sem-i-i-detstva/