Направление работы лаборатории: «Информационно-аналитическое и методическое обеспечение проектов в сфере инновационной образовательной деятельности»
В рамках деятельности лаборатории реализуется проект «Разработка психолого-педагогического сопровождения технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».
Проведено исследование готовности субъектов образовательного процесса (учителей, родителей, администрации школ) к внедрению инклюзивного образования в современной школе, результаты которого отражены в публикациях сотрудников лаборатории.
Издано пособие по информационно-методическому сопровождению инклюзивного образования, сотрудники лаборатории принимают участие в разработке региональной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проекты, реализуемые в 2012-13 г.г.
Проект 1. Разработка психолого-педагогического сопровождения технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность: Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, которым сегодня отводится центральное место в обеспечении инклюзивного (включенного) образования. В то же время, остается актуальной проблема организации инклюзивного образования в современной школе (повышение профессиональной компетентности специалистов, изменение ценностных ориентаций участников образовательного процесса, преодоление психологических «барьеров»). Неготовность школы к реализации инклюзивного обучения влечет за собой опасность имитации инклюзии и дискредитации самой идеи инклюзивного образования.
Этапы проекта:
— изучение готовности участников образовательного процесса к внедрению инклюзивного образования в современной школе
— психологическая поддержка специалистов, реализующих инклюзивное образование (консультативная и образовательная поддержка, обучение технологиям инклюзивного обучения и т.д.)
— подготовка учебно-методического пособия по психологическому сопровождению инклюзивного образования
Ожидаемые результаты:
Научные и образовательные:
— психолого-педагогическая модель обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— методики диагностики готовности участников образовательного процесса к внедрению инклюзивного образования;
— консультативная и образовательная поддержка специалистов, реализующих инклюзивное образование;
— организационно-деятельностная игра «Идентификация с Другим у педагогов-психологов».
Экономические:
— уменьшение затрат на последующее переобучение работников образовательных учреждений.
Социальные:
— повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— повышение качества образовательного взаимодействия и психологической компетентности педагогов инклюзивного образования;
— получение психологически содержательной информации об эффективности инновационной образовательной деятельности и повышение качества управленческих решений при планировании и проведении экспериментов по внедрению инноваций.
Сотрудники лаборатории
Богомолова Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, руководитель лаборатории
Публикации сотрудников
Богомолова Е.А., Подольская И.А., Спиженкова М.А. Исследование отношения родителей к инклюзивному образованию // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э.Циолковского. Калуга, КГУ им. К.Э.Циолковского, 2013. C.243–247.
Богомолова Е.А., Подольская И.А., Спиженкова М.А. Инклюзивное образование: особенности отношения учителей к инновации // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э.Циолковского. – Калуга, КГУ им. К.Э.Циолковского, 2013. C.247–252.
Информационно-методическое сопровождение инклюзивного образования. Методические рекомендации для педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций / под ред. Е.А.Богомоловой, И.А.Подольской, М.А.Спиженковой. – Калуга, КГУ им. К.Э.Циолковского, 2013. – 44 с.